KRUPA: Книжная ярмарка в ДК им Крупской. Бесконечное множество книгБесконечное множество книг
Книжная ярмарка в ДК Крупской
Вы находитесь на старой версии сайта, которая перестала обновляться 1.09.2016. Здесь хранятся архивные материалы. Актуальный сайт Книжной ярмарки здесь-->>
 
> МЫ В СОЦСЕТЯХ
RSS
> КАЛЕНДАРЬ
Актуальное расписание мастер-классов, встреч и презентаций -->>
 
> НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
> ХИТЫ ПРОДАЖ

Детская литература:

1.Бренифье, О.
Что такое я?
2.Вестли, А.-К.
Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании
3.Кеннет, Г.
Ветер в ивах
Посмотреть комментарии

Художественная литература:

1.Аверин, Н.
Метро 2033: Крым 3. Пепел империй
2.Третьякова, Л.
Память сердца
3.Шмитт, Э.
Эликсир любви. Если начать сначала
Посмотреть комментарии

Non-fiction:

1.Чойжинимаева, С.
Тибетские рецепты здоровья и долголетия
2.Фрай, С.
Дури еще хватает
3.Барбер, Б.
Рисуем на коленке натюрморт
Посмотреть комментарии
 

Журнал «Питерbook»

:

Фэнклуб

:

Колонка Василия Владимирского


<- Вернуться
Александр Прокопович: «Мы работаем в самой конкурентной отрасли страны» 10.04.2015
Александр Прокопович: «Мы работаем в самой конкурентной отрасли страны»

Новые заметки:
март
30.03 Лариса Бортникова: «Занудам, людям с аутичным спектром и мазохистам должно нравиться»
декабрь
18.12 Константин Фрумкин: «Фантасты, читайте нон-фикшн!»
октябрь
18.10 Олег Кожин: «Черные звезды отечественного хоррора только предстоит зажечь»
сентябрь
15.09 Питер Уоттс. Научный метод, чудеса глубин и эксплуатация пыток
июнь
15.06 Антон Мухин (Владимир Ропшинов): «У книжек есть две основные категории покупателей: охранники и домохозяйки»
май
15.05 Николай Караев: «Для меня в принципе загадка, как формируется издательская политика»
апрель
18.04 Ольга Жакова: «Так называемый проект — приключенческая литература среднего и ниже среднего качества»
март
15.03 Юлия Галанина: «Книги публикуются совсем не потому, что у них безупречная композиция и отточенный стиль»
февраль
28.02 Антон Фарб: «Выход тут один — гигиена сознания»
15.02 Андрей Круз: «Буду пытаться выйти на американский рынок»

архив колонки:
0000
2007 март
2007 апрель
2007 октябрь
2007 ноябрь
2007 декабрь
2008 январь
2008 февраль
2008 март
2008 апрель
2008 май
2008 июнь
2008 июль
2008 август
2008 сентябрь
2008 октябрь
2008 ноябрь
2008 декабрь
2009 январь
2009 февраль
2009 март
2009 апрель
2009 май
2009 июнь
2009 июль
2009 август
2009 сентябрь
2009 октябрь
2009 ноябрь
2009 декабрь
2010 январь
2010 февраль
2010 март
2010 апрель
2010 май
2010 июнь
2010 июль
2010 август
2010 сентябрь
2010 октябрь
2010 ноябрь
2010 декабрь
2011 январь
2011 февраль
2011 март
2011 апрель
2011 май
2011 июнь
2011 июль
2011 август
2011 сентябрь
2011 октябрь
2011 ноябрь
2011 декабрь
2012 январь
2012 февраль
2012 март
2012 апрель
2012 май
2012 июнь
2012 июль
2012 август
2012 сентябрь
2012 октябрь
2012 ноябрь
2012 декабрь
2013 январь
2013 февраль
2013 март
2013 апрель
2013 май
2013 июнь
2013 июль
2013 август
2013 сентябрь
2013 октябрь
2013 ноябрь
2013 декабрь
2014 январь
2014 февраль
2014 март
2014 апрель
2014 май
2014 июнь
2014 сентябрь
2014 октябрь
2014 декабрь
2015 март
2015 апрель

Информация к размышлению:

Александр Прокопович родился в Киеве в 1969 году. Окончил Киевский политехнический институт. Первые фантастические романы «Детектив с Лысой Горы» и «Спецназ Лысой Горы» выпустил в 2007 году. Публиковал рассказы в сборниках «Фактор города», «Зона высадки», «Когда закончилась нефть», «Ночь накануне», журнале «Арьергард», альманахе «Полдень. XXI век». В 2011 году произведения малой формы вошли в авторский сборник «Очередной конец света». Главный редактор и директор издательства «Астрель-СПб», входящего в книжный холдинг «АСТ». Живет и работает в Санкт-Петербурге.


— Александр, как вы умудряетесь сочетать работу над книгами и исполнение обязанностей главного редактора немаленького издательства? Не душит ли издатель писательские порывы: «это не пойдет», «этого читать не будут», «публика не поймет»?

— Издатель душит с точки зрения времени. Книги пишутся ночами на фоне усталости. Что же касается редакторских установок, я пишу о том, что интересно мне, а так как пишу в жанре фантастики, то тут мое «интересно» более-менее совпадает с читательским. Все-таки в жанровой литературе эта проблема не из разряда глобальных.

— В конце 2014 года вышел очередной ваш роман, «Крымский ковчег». Опять постапокалипсис, опять Зона, опять монстры, опять сталкеры-»ходоки»... Не кажется ли вам, что пора искать какие-то новые темы, новые декорации?

— Давайте по порядку. «Сталкер» — это НЕ постапокалипсис. Ну вот никак и никаким местом. Постапокалиптика вообще традиционно примыкает или является скорее антиутопией. И в нашей литературе представлена настолько слабо, что вообще не является направлением. «Почтальон» Брина, «Голодные игры» — вот что есть постапокалиптика.

Зона? Ну да. У меня она имеет место быть, хотя действие не сводится к пересеканию некоей опасной территории, в которую превращается город Москва. Вообще меня вдохновляла скорее история Гаррисона, где тоже есть Периметр, а Зоной становится вся планета. Но ведь Гаррисон это не сталкер?

Ключевая идея книги — это идея искушения. И изменения. Нельзя заключить сделку с дьяволом и остаться простым хорошим человеком. Ты уже и не прост, и не хорош, и не человек.

Мне кажется, это вечная тема. Более того, я вообще не приветствую книг, которые пишутся из-за той или иной спекулятивной тематики. Всегда важно — как. А что именно — так или иначе текст это некое наложение матрицы автора на тот или иной сюжет, идею, героя. Вот это важно.

— Кроме романов вы написали немало произведений «малой формы», которые составили сборник «Очередной конец света». Как вы считаете, может ли сегодня автор «жанровой» прозы создать себе репутацию рассказами — если не среди издателей, то среди квалифицированных читателей? Или времена чеховых-буниных прошли безвозвратно? Сразу вспоминается пример Майка Гелприна, первый авторский сборник которого, кстати, выпустило ваше издательство...

— Я уверен, что автор может сделать себе репутацию рассказами. Вопрос — качество этих рассказов и ряд жанровых ограничений. К примеру, если ты пишешь притчи, то аудитория любителей фантастики тебя не воспримет. Потому что притчи она приемлет в весьма ограниченных объемах. Мне кажется, что мы постепенно нащупаем правильные методы подачи рассказов, скорее в электронной форме, нежели в бумажной. Ну как-то же продается у нас «Самая страшная книга» — и объяснение этому есть: сформировался социум, который ждет этих сборников, причем не столько сформировалСЯ, сколько его сформировали составители этих книг. Думаю, так будет и с фантастикой. Что касается чехово-бунинской традиции — я вижу проблему исключительно в качестве текста и... в жесточайшем следовании тому простому треактному формату, которым не брезговали классики. Как-то плохо продаются рассказы без финалов, без героев, без интриги. Если все это есть — есть и продажи. Из последних наших удач — великолепная Жанар Кусаинова «Мой папа курит только Беломор». Сейчас готовится переиздание её книги — сборника рассказов. Беда авторов рассказов, что им интереснее высказать некую идею, нежели создать законченную историю. А одной идеи мало, читатель же не на круглый стол приходит, он хочет читать, наслаждаться процессом, мы же не издаем «Сборник идей». Мы как бы книги издаем, и читатель нервно реагирует, когда его обманывают.

— Уже несколько лет вы ведете в Санкт-Петербурге литературные курсы «Мастер текста». В чем цель этих курсов — подготовить авторов, которых можно привлечь к проектам вашего издательства? Или задача шире?

— Несколько лет — это комплимент, на самом деле — полтора года. У курсов несколько задач. Одна из них — создать литературную среду, ведь наше общение продолжается для участников и после завершения собственно курса. Мы вписываем наших студентов в некую экосистему — это и участие в конкурсах, встречи с авторами, круглые столы и прочее. И я был потрясен, когда понял, какого уровня люди пришли к нам на обучение. Я тоже многому у них научился и продолжаю учиться.

Конечно, есть задача, которую трудно решить в рамках издательства: обучение будущих авторов. Гораздо легче иметь дело с литераторами, которые знают основы писательского мастерства. И мы этим пользуемся.

Лучшие после курсов приходят к нам в студию, где мы уже общаемся вне формата платной истории.

Мне кажется, мы идем в правильном направлении. По крайней мере, общаясь с нашими выпускниками, публикуя их книги, я вижу — это все не зря.

Кроме того, курсы дают нам некий алгоритм работы с новыми авторами, который гораздо эффективнее, чем просто редакционный почтовый ящик.

— И все-таки, подводя итоги. Издатель ограничивает свободу самовыражения фантаста, втискивает его в «формат», зачастую подсаживает на «проектную» иглу... А что взамен? Возможность увидеть свою книгу напечатанной и получить небольшой гонорар? Если учесть, что ежегодно на русском языке выходит свыше 800 новых фантастических романов, а гонорары по большей части сильно уступают месячному доходу «менеджера среднего звена» — как-то не очень соблазнительно. Так издатель друг автору или враг?

— Трудно отвечать на некорректный вопрос. Я не встречался, с ограничением свободы самовыражения, и с подсадкой на иглу — тоже. Подсаживается тот, кто этого хочет. Гонорары? Если ты можешь не писать — не надо писать. Мы работаем в самой конкурентной отрасли страны. В Российской Федерации с конкуренцией вообще плохо, но писатели бьются насмерть. Надо понимать, в России куда в большем количестве востребованы прима-балерины, летчики-истребители, чем авторы. И поэтому, очевидно, что большая часть литераторов не достигает статуса профессионалов. А оплата у дилетанта не может быть велика. Деньги — это бонус. Количество бонусов зависит от профессионализма.

Многие неверно представляют себе, что такое издательство. Если мы говорим о коммерческом издательстве, то это не Министерство культуры и даже не Комитет по печати. То есть приходить к коммерсанту и удивляться, что он что-то берет, а что-то нет... Ну, никто же не приходит к продавцу йогуртов с поделками из пластилина и не жалуется: а чего это он у меня их не берет?

Жуткие коммерсанты занимаются двумя вещами — инициируют создание книг той тематики, за которую читатели готовы платить, и время от времени (то есть где-то раз в неделю) экспериментируют, вбрасывая в рынок что-то неожиданное, стараясь отследить реакцию читателей.

Забавно, что никто не жалуется на ряд издателей, которые публикуют книги за счет средств автора — вот они молодцы... Ну, да всем же так хорошо будет, если коммерсанты начнут печатать не оглядываясь на рынок! Историю СССР напомнить? Там тоже как-то обходились без мнения потребителя. Всё довольно грустно закончилось.

А что есть жанр? Это — ОБЕЩАНИЕ. Если вы пишите на книге «фантастический боевик», там должен быть герой фантастического боевика, мир адекватный и собственно боевик. А если ничего этого нет, читатель вам перестанет верить. И авторов никто никуда не впихивает. Просто либо ты вписываешься в ту лакуну, которая есть в издательстве, либо экспериментируешь. Но эксперимент — это риск. Всегда. И было бы странно, если бы этот риск брало на себя только издательство. Раз эксперимент, то кто-то может и не издать, и гонорар может быть маленьким. Но это же нормально.

Что же касается, что получает автор, ну кроме потенциальных славы, денег и удивления жены... А что, возможность творить — это ничто? Создать нечто, чего до вас не было, причем все зависит только от вас, и от вашего упорства — этого мало?

Причем жанр — только в помощь. Все книги пишутся о людях, и жанр — только рамки, которые помогают не распылятся, а сосредоточиться собственно на героях, а не на очередном литературоведческом эксперименте. Я не знаю задач, которые не могут быть реализованы в рамках жанра. Жанр — это мостик к той или иной аудитории, автор может четко сформулировать свое послание женщинам или мужчинам, тем, кто любит попроще, но с юмором, или всерьез, но с кровью.

Наша проблема не жанры, а то, что у нас на сегодня не лучшая логистика продаж. Мы не умеем выходить на достаточно небольшие сегменты. Бьем по площадям, что не есть правильно.

© Александр Прокопович, Василий Владимирский, 28.03.2015

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

Уведомлять меня об ответах на мой комментарий
Ваш e-mail:
Введите код проверки:


обновить
 
 
> НОВИНКИ
: Юрий Яковлев. Семеро солдатиков : Эрже. Приключение Тинтина. Акулы красного моря : Диппер и Мэйбл. Сокровища пиратов времени : В.В. Корнилов. Донецко-Криворожская республика: Расстрелянная мечта : Константин Образцов. Культ : Салли Грин. Половинный код. Тот кто умрет : Микаэль Катц Крефельд. Пропавший : Сара Викс. Да будет так

> РЕЦЕНЗИИ

Последние комментарии: