KRUPA: Книжная ярмарка в ДК им Крупской. Бесконечное множество книгБесконечное множество книг
Книжная ярмарка в ДК Крупской
Вы находитесь на старой версии сайта, которая перестала обновляться 1.09.2016. Здесь хранятся архивные материалы. Актуальный сайт Книжной ярмарки здесь-->>
 
> МЫ В СОЦСЕТЯХ
RSS
> КАЛЕНДАРЬ
Актуальное расписание мастер-классов, встреч и презентаций -->>
 
> НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
> ХИТЫ ПРОДАЖ

Детская литература:

1.Бренифье, О.
Что такое я?
2.Вестли, А.-К.
Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании
3.Кеннет, Г.
Ветер в ивах
Посмотреть комментарии

Художественная литература:

1.Аверин, Н.
Метро 2033: Крым 3. Пепел империй
2.Третьякова, Л.
Память сердца
3.Шмитт, Э.
Эликсир любви. Если начать сначала
Посмотреть комментарии

Non-fiction:

1.Чойжинимаева, С.
Тибетские рецепты здоровья и долголетия
2.Фрай, С.
Дури еще хватает
3.Барбер, Б.
Рисуем на коленке натюрморт
Посмотреть комментарии
 

Журнал «Питерbook»

:

Фанткритик: рецензии

<- Вернуться
N: 60 Вдали от торфяных болотРейтинг: 0,00 (0) || Опубликовано: 24.04.2016

Другие рецензии:
05.05.16 Повторение — мать учения, или О некоторых вещах лучше не забывать
28.04.16 Дом, разделенный в себе
28.04.16 Dance, dance, dance
28.04.16 Хрупкость
28.04.16 Неинтеллектуальный бестселлер
24.04.16 В музее все спокойно
24.04.16 Маска, я тебя… знаю?
24.04.16 Мёртвый груз
24.04.16 О малых народцах, о древних богах и прочих предивных вещах и делах
24.04.16 Tertium (non) datur, или Нужен ли Дозорам Будда?

архив:
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008

Номинация: рецензия

Дэн Симмонс. Пятое сердце
СПб: Азбука; М.: Азбука-Аттикус, 2016
Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот.
Артур Конан Дойл. Собака Баскервилей

 

Во всём виноват доктор Ватсон.

Это же он первый рассказал нам о Шерлоке Холмсе, верно? Причём рассказал азартно, захватывающе и в высшей степени недостоверно. Напустил туману, исказил и образ великого сыщика, и факты его биографии — да и про самого себя, похоже, что-то присочинил. Да что там — из желания соблюсти приличия Ватсон позволял себе даже менять детали расследований. Но вот что этот посредник отлично сумел передать читателям, так это своё восхищение личностью Шерлока Холмса.

Вопрос лишь один: а был ли Шерлок Холмс? Знаменитый сыщик-консультант с Бейкер-стрит — реальный человек или вымышленный литературный герой?

В новом романе американского фантаста Дэна Симмонса этим вопросом мучается и сам Шерлок Холмс. Только по силам ли решить проблему такого уровня любому персонажу внутри сюжета своего произведения? В Голливуде-то, конечно, справляются в два счёта: смотри фильм выпуска 1998 года The Truman Show («Шоу Трумана») или киноленту 2008 года Stranger Than Fiction (в российском прокате — «Персонаж»). Но Дэну Симмонсу, прославленному автору цикла «Песни Гипериона», вроде бы ни к чему равняться на голливудскую «фабрику грёз» с её установкой на опрощение.

И вообще он написал роман в равной степени и про британца Шерлока Холмса, и про своего земляка Генри Джеймса — известного американского писателя, который в России, правда, мало кому известен. Большинство наших читателей и в XIX веке, и в более поздние времена оказались равнодушны к произведениям Генри Джеймса. А может, просто с переводами не повезло.

К слову, о переводчиках иногда забывают, а между тем они — посредники, которые доносят до нас текст, стиль и мысли иностранных писателей. При выборе книги для чтения руководствуешься порой не именем автора, а именем переводчика. Как повезло Дэну Симмонсу, что его книгу перевела Екатерина Доброхотова-Майкова! Как повезло нам, русскоязычным читателям! Мы можем быть уверены, что авторские задумки переданы точно, и любая шероховатость — не ошибка переводчика (слово «танцпол» в XIX столетии, оборот «последние остатки» и т.п.), а неукоснительное следование замыслу писателя.

Немного о фабуле. Генри Джеймс, «американский сочинитель, живущий по большей части в Лондоне», случайно встречает Шерлока Холмса. Тот втягивает его в очередное своё расследование («Игра началась!») и везёт в США, где зреет заговор анархистов, во главе которого высится зловещая фигура профессора Мориарти. Анархисты хотят убить президента США, а затем уничтожить и целый ряд других глав государств, чтобы вспыхнуло пламя Мировой Революции. Шерлок Холмс пытается одновременно и противостоять этому заговору, и вести порученное ему расследование давнего преступления.

Некоторая опереточность содержания компенсируется тщательной проработкой деталей, лихо закрученным сюжетом и ясным, прозрачным стилем. Симмонс не стал стилизовать «Пятое сердце» под психологическую (по слухам) прозу Генри Джеймса. Но стоящая перед Шерлоком Холмсом загадка о реальности его существования имеет самое прямое отношение к психологии. Как ему жить дальше, если он выдуманный персонаж? Или перед нами безумец, по которому плачет лечебница Бедлам? Не всем же сумасшедшим быть Наполеонами, верно? Или это шутник, и его появление — всего лишь попытка разыграть Генри Джеймса?

Надо сказать, Симмонс поставил перед собой сложнейшую задачу. Шерлок Холмс — самый известный сыщик. Яркий пример того, как герой подчиняет себе сюжет. Если в произведении есть Шерлок Холмс, то не миновать детективного расследования. Возможностей убедиться в этом у нас — море разливанное. В последние годы катится очередная волна интереса к Шерлоку Холмсу: новые книги, фильмы, телесериалы, мультфильмы и компьютерные игры. Чего только не расследовал уже знаменитый сыщик… Что нового можно о нём рассказать?

Да и ответ на вопрос, который мучает Шерлока Холмса, мы прекрасно знаем. И хотя автор приводит много новых фактов из биографии сыщика и в рамках своей концепции снимает искажения, внесённые Ватсоном, выглядит это лишь как интеллектуальное упражнение умного и эрудированного человека. Тоже немало, конечно, но свежесть такие экзерсисы уже, в общем-то, потеряли.

Вот и получается, что основное внимание приковано не к расследованию преступления (оно настолько не вызывает интереса, что здесь о нём и слова не будет), не к трансформации образа Шерлока Холмса, а к фигуре Генри Джеймса.

Кстати, из романов Симмонса о знаменитых писателях можно было бы составить своего рода цикл: «Колокол по Хэму» — про Эрнеста Хэмингуэя, «Друд» — про Чарльза Диккенса и Уилки Коллинза и, наконец, «Пятое сердце» — про Генри Джеймса.

Сам же автор видит свою новую книгу заключительной частью условной трилогии (другие две части — «Террор» и «Друд»), хотя протянул ниточки и к ещё одному своему произведению: главный герой романа «Чёрные холмы» появляется здесь как эпизодический персонаж.

Но вернёмся к Генри Джеймсу. Американец, живущий в Англии и желающий сойти там за своего, он старается быть джентльменом чуть ли не в большей степени, чем сами британские аристократы. И он зорко подмечает, что Шерлок Холмс только играет роль джентльмена и делает это только когда необходимо. В остальное время сыщик с тем же блеском исполняет другие роли: норвежского путешественника, трубочиста, американского чернорабочего и многие другие. Осуществляет любой каприз писателя, творящего его судьбу.

Но если Шерлок Холмс и вымышленный персонаж, то жизнь его — всё равно жизнь. В конце концов, можно вспомнить сакраментальное шекспировское «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры». Если эту мысль принять со всей серьёзностью, то она ведь и с ума сведёт.

«Пятое сердце» — по большому счёту, проходная книга, но проходная книга Дэна Симмонса, что гарантирует уровень, на который не всякому писателю дано подняться. Видно, благодаря этой-то гарантии перевод на русский язык вышел максимально быстро — не прошло и года после публикации оригинала.

 

Оставлять комментарии через Disqs можно и без регистрации на сайте.
blog comments powered by Disqus
 
> НОВИНКИ
: Юрий Яковлев. Семеро солдатиков : Эрже. Приключение Тинтина. Акулы красного моря : Диппер и Мэйбл. Сокровища пиратов времени : В.В. Корнилов. Донецко-Криворожская республика: Расстрелянная мечта : Константин Образцов. Культ : Салли Грин. Половинный код. Тот кто умрет : Микаэль Катц Крефельд. Пропавший : Сара Викс. Да будет так

> РЕЦЕНЗИИ

Последние комментарии: