KRUPA: Книжная ярмарка в ДК им Крупской. Бесконечное множество книгБесконечное множество книг
Книжная ярмарка в ДК Крупской
Вы находитесь на старой версии сайта, которая перестала обновляться 1.09.2016. Здесь хранятся архивные материалы. Актуальный сайт Книжной ярмарки здесь-->>
 
> МЫ В СОЦСЕТЯХ
RSS
> КАЛЕНДАРЬ
Актуальное расписание мастер-классов, встреч и презентаций -->>
 
> НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
> ХИТЫ ПРОДАЖ

Детская литература:

1.Бренифье, О.
Что такое я?
2.Вестли, А.-К.
Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании
3.Кеннет, Г.
Ветер в ивах
Посмотреть комментарии

Художественная литература:

1.Аверин, Н.
Метро 2033: Крым 3. Пепел империй
2.Третьякова, Л.
Память сердца
3.Шмитт, Э.
Эликсир любви. Если начать сначала
Посмотреть комментарии

Non-fiction:

1.Чойжинимаева, С.
Тибетские рецепты здоровья и долголетия
2.Фрай, С.
Дури еще хватает
3.Барбер, Б.
Рисуем на коленке натюрморт
Посмотреть комментарии
 

Журнал «Питерbook»

:

Фанткритик: рецензии

<- Вернуться
N: 53 О кошках и собаках со всех сторон Рейтинг: 0,00 (0) || Опубликовано: 23.04.2016

Другие рецензии:
05.05.16 Повторение — мать учения, или О некоторых вещах лучше не забывать
28.04.16 Дом, разделенный в себе
28.04.16 Dance, dance, dance
28.04.16 Хрупкость
28.04.16 Неинтеллектуальный бестселлер
24.04.16 В музее все спокойно
24.04.16 Вдали от торфяных болот
24.04.16 Маска, я тебя… знаю?
24.04.16 Мёртвый груз
24.04.16 О малых народцах, о древних богах и прочих предивных вещах и делах

архив:
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008

Номинация: статья

Не секрет, что человечество делится на две части — кошатники и собачники. Конечно, можно выделить ещё тех, кто домашних питомцев пока не имеет, но и они в глубине души относят себя к тем или другим. Это всё к тому, что вышедший в 2014 году в издательстве «Шико-Севастополь» межавторский сборник «Кото-собачий разговорник для людей, призраков и ангелов» найдёт очень широкую читательскую аудиторию. Сборник стал тридцатым в серии «Петраэдр».

Если посмотреть на читателя «Разговорника» со стороны, то в первое мгновение можно подумать, что человек сошёл с ума, потому что держит книгу вверх ногами. Спросила знакомых, что они думают о человеке, который вот так книгу читает. Наверное, ответили мне, это очень интересная книга, раз увлекает до такой степени, что читатель даже не обращает внимание, как держит. И это чистая правда. Однако следует пояснить: «Кото-собачий разговорник» предназначен и для любителей кошек, и для любителей собак, и каждой группе предназначена своя сторона книги. Читаешь «кошачью» половину, «собачья» будет вниз головой, и наоборот. Подобная необычная компоновка уже привлекает внимание, служит оригинальным рекламным трюком.

В продолжение разговора об оформлении обязательно нужно сказать об иллюстрациях, выполненных художницей Еленой Лебедевой. Черно-белая графика в немного детском стиле очень лаконична, но, в то же время, включает множество деталей, отражающих содержание рассказа. Казалось бы, как такое возможно? Просто художница ухватила самую суть историй, их настроение и зачастую буквально несколькими штрихами изложила их на бумаге графическими средствами. Такая кажущаяся простота иллюстраций прекрасно сочетается с простотой самих рассказов.

Вот теперь, пожалуй, можно поговорить и о самих рассказах. Как уже было сказано, книга состоит из двух частей — «кошачьей» и «собачьей». В «кошачьей» представлено сорок два рассказа, в «собачьей» — двадцать четыре. Но на этом деление и заканчивается. В остальном это единый, цельный, неделимый сборник о братьях наших меньших — о наших подопечных, о наших хозяевах, о наших друзьях, а иногда и самых близких существах.

Невозможно указать точную жанровую принадлежность сборника. Так, открывающий одну из «сторон» книги рассказ Елены Ивченко «Ваша собака в прекрасной форме» можно отнести к мистическому направлению. Конечно, ведь рассказчик видит не собаку, которая бегает на прогулке вокруг своих пожилых хозяев, а её призрак — самой собаки на этом свете уже нет. «Ангел-хранитель» Елены Трубецких раскрывает обратную ситуацию, когда душа хозяйки, ушедшей в мир иной, продолжает беспокоиться о собаке. Здесь поднимается ещё и сложный психологический вопрос — как отпустить близкое существо, не сделать его несчастным, превращая привязанность в привязь. Сюда же можно отнести и рассказ Ирины Клеандровой «Дорогие воспоминания», главная идея которого заключается в том, что «воспоминание оживает лишь для того, кому оно по-настоящему дорого». К мистическим можно отнести и рассказ Марины и Сергея Дяченко «Коряга, похожая на обернувшуюся кошку» — о вере в чудо, о желании чуда. «Марта и Котик» Сергея Пальцуна — история про взаимоотношения с ведьмой, а «Мурка» Наталии Это о том, как колдун девушку в кошку обратил, чтобы помочь ей решить проблемы личного плана. В «Приключениях Жёваного» Александра Мецгера кота посылают вышние силы, чтобы Жёваного с сотоварищами наставить на путь истинный. Очень многопланова история Марины Ясинской «Чёрный пёс Шелеолан» о том, что добро следует творить вопреки окружающему злу и неверию. Для всех этих рассказов есть кроме мистической составляющей и другая общая деталь: мистика выступает как инструмент решения психологических проблем, когда уже не помогает ни наука, ни логика, остаётся только потребность верить.

Пожалуй, эти рассказы предназначены для взрослой аудитории, но есть в сборнике и сказки. «Дымчатый Кот» Александра Кузнецова бытовая сказка, «Маркиз и Беда» Михаила Гридина — сказка о животных, «Кошка по имени Удача» Елены Лебедевой — сказка философская. Разумеется, есть и авторские сказки: «Купание Красного Кота» Олега Ернева, «Сказочка про оазис и златопёрую птицу» Татьяны Громовой, «Кукольный блюз» Натальи Коперниной. Забавно, что сказки в сборнике только в «кошачьей» части. Наверное, потому, что коты более загадочные существа по сравнению с собаками. Коты сами по себе, дрессировке не поддаются, ведут себя непредсказуемо, но умны безмерно. Впрочем, собачники могут со мной не согласиться, но факт останется фактом — сказки только про котов.

Все остальные рассказы «Кото-собачьего разговорника» — это фантастика во всех её проявлениях и реалистичные истории. Хочется отметить мастерство составителя сборника Юлии Андреевой, которая так перемешала рассказы разных жанров, что вся книга превратилась в коллекцию реалистичных фантастических историй. Вкрапления жизненных историй придают фантастическим ауру достоверности на бытовом уровне. В них веришь так, как веришь самым обычным байкам о приключениях домашних питомцев. Фантастические сюжеты, в свою очередь, даже самым реалистичным текстам придают налёт необычности. Всё вместе даёт эффект фантастически реальных фантазий. В немалой степени этому впечатлению способствуют и две миниатюры самой Юлии Андреевой — «Кот моего Бога» и «Лунный пёс», каждая из которых ставит точку в своей части книги. Это две маленьких философских притчи, отражающих самые главные особенности наших питомцев — найти себе персонального Бога и служить Богу-хозяину.

Пожалуй, среди фантастических рассказов можно выделить два фэнтезийных: «Большое приключение маленького терьера» Елены Половиченко и «Зелёная кошка восхода» Татьяны Томах. Это не совсем обычные фэнтези, в которых нет общепринятых персонажей в виде гномов или орков. Здесь снова подчёркиваются главные черты собак и кошек. Маленький терьер Елены Половиченко ищет своего хозяина, чтобы служить ему, защищать его. Отстаивает право на Хозяина. У Татьяны Томах главная героиня — девочка Майя — ищет себе Хранительницу, которой оказывается кошка. Основная философия рассказа: пока в доме есть кошка-Хранительница, в доме всё будет хорошо, но нужно заслужить право пригласить к себе кошку. Думаю, кошатники легко поймут эту мысль.

Фантазия авторов, чьи рассказы вошли в сборник, поистине безгранична, хотя и ограничена рамками избранной группы. Как это ни странно, но и действующих лиц не так много. Это либо коты, либо собаки, либо их хозяева. Повествование может вестись от лица автора — стороннего наблюдателя, как в «Маленьком печальном котике» Кристины Каримовой или «Великой мечте Грибо» Евгения Константинова, «То, что дорого мне» Кристины Каримовой и Ольги Корчемкиной или в «Лалакюре» Николая Гайдукова. Есть рассказы, поданные от первого лица, и вот здесь разнообразие фантазий уже цветёт пышным цветом. Нормально, когда рассказчик, он же главный герой, человек, как в рассказе Майка Гелприна «Намордник» или Георгия Настенко «Вкусный друг», «Наглик» Георгия Настенко и «Очень редкая порода» Елены Донцовой. Но для читателя «Кото-собачьего разговорника» абсолютно нормально, и когда рассказчиком становится кот или собака. Таким рассказчиком стали кот Ашшурбанапал из одноимённого рассказа Андрея Рябова и пёс Гуфи из рассказа Владимира Марышева «БМП», да не просто пёс, а боевой механический. Ну, и конечно, многие истории рассказываются автором, но с точки зрения кота или собаки. Наверное, дальше перечислять названия рассказов уже нет смысла. Лучше взять книгу и всё прочитать самому.

Но кто бы ни рассказывал историю, кто бы ни был главным действующим лицом, все эти рассказы о взаимоотношениях человека и животного. Можно начать говорить об огромной воспитательной роли этой книги, но это прозвучит либо слишком пафосно, либо излишне сухо и формально. Можно вспомнить знаменитую фразу Лиса из «Маленького Принца» Экзюпери — про ответственность за тех, кого мы приручили, но и это прозвучит как штамп. Главный вопрос, который поднимает «Кото-собачий разговорник» — как понять друг друга, как друг друга услышать. Человек и другого человека не всегда способен услышать, а здесь нужно услышать животное. Возможно ли такое? Любой хозяин собаки или владелец кошки однозначно ответит утвердительно. Ведь для них питомцы в состоянии не только дать понять, что им требуется, но и при необходимости могут объяснить это простым человеческим языком. Да-да. Как раз по этой причине во многих рассказах сборника животные разговаривают не только между собой, но и с людьми. Очень хорошо это показал Сергей Герасимов в рассказе с говорящим названием «Изумительныя и волшебныя метаморфозы обыкновенного кота в беседах съ своим хозяином». Ирина Захарова в рассказе «Контакт» проводит идею, что коты заговорили с человеком в награду за доброе дело.

Не всё так хорошо и радужно, как нам хотелось бы. Есть истории почти негативные, но всё же оставляющие надежду, что может быть лучше. У Сергея Кочегарова в «Последнем» описан мир, в котором собаки развились в высшую расу, а человек деградировал настолько, что разговаривать с ним собаки не считали возможным. Заканчивается история трагично: разумные собаки изничтожают последнего. Последнего человека. Но лучшие из собачьего племени становятся чуточку человечнее. А вот в рассказе Ефима Гамаюнова «Шесть дней лунного кота» история подана так, что, хотя кот и не разговаривает с главным героем, складывается впечатление диалога. При этом главный герой любителем кошачьих не является, но вся трагичная история завязана на то, что он просто хороший человек. Как непросто быть просто хорошим!

Подкупает в «Кото-собачьем разговорнике» достоверность: каждый автор точно знает, о чём пишет — собаки ведут себя как собаки, а коты как коты, независимо от того, с чьей позиции подаётся история. Очень точно подмечена психология поведения наших домашних любимцев. И психология их человеческих половинок. Наверное, поэтому многие рассказы трогают до глубины души, до слёз. Подкупает искренность, с которой авторы пишут о своей любви к милым пушистым существам, сопровождающим их по жизни.

Вот такое разнообразием персонажей, бытописаний и приключений собрано в «Кото-собачьем разговорнике». Тексты длинные и короткие, весёлые и грустные, для детей и взрослых, о больших и маленьких, о котах и собаках, о хозяевах и хозяйках, о добре и зле, о любви и взаимопонимании. Каждый читатель найдёт в этой книге что-то интересное для себя.

Серия «Петраэдр» всегда характеризовалась очень тщательным подбором материала. Тридцатый выпуск, представленный межавторским сборником «Кото-собачий разговорник», не стал исключением, продолжая традицию качественной литературы, которую заложил Александр Смир.

Оставлять комментарии через Disqs можно и без регистрации на сайте.
blog comments powered by Disqus
 
> НОВИНКИ
: Юрий Яковлев. Семеро солдатиков : Эрже. Приключение Тинтина. Акулы красного моря : Диппер и Мэйбл. Сокровища пиратов времени : В.В. Корнилов. Донецко-Криворожская республика: Расстрелянная мечта : Константин Образцов. Культ : Салли Грин. Половинный код. Тот кто умрет : Микаэль Катц Крефельд. Пропавший : Сара Викс. Да будет так

> РЕЦЕНЗИИ

Последние комментарии: