| Номинация: рецензия
Ольга Денисова. Мертвая зыбь
СПб.: Северо-Запад, 2016
“И сказал Превечный: Я простил по слову твоему» (Молитвенник любавичских хасидов)
Человек смертен, несовершенен, слаб. Человек подл. Особенно это проявляется, когда кто-то один решает за всех. И не в их пользу.
Века эволюции привели к тому, что люди научились выживать сообща. Принимать решения и выполнять их вместе. Вот только ответственность у каждого – своя. Женщина, мужчина, ребенок… Жизнь каждого священна и неповторима. Смерть каждого – маленький подвиг в общем героизме выживших. Уважение оставшихся к жизни и смерти других – критерий для определения шансов вида на выживание. Не человеку решать, кто здесь лишний. Суровая Планета устанавливает свои законы.
Известный автор Ольга Денисова тщательно и с четкими яркими деталями рисует мир будущего. Будущего под вопросом. Будущего на грани реальности. Кто первым совершит ошибку, за которую с таким трудом устоявший перед невзгодами мир канет в небытие? Человек или могучая, но лишь отчасти разумная стихия?
Автор проявила недюжинную личную смелость, и дала ее читателям, как пример. Однажды оставшись наедине с неизвестностью, тьмой, холодом и внезапной смертью в своем воображении, она свела воедино в фантастической форме множество версий некогда мучившей исследователей загадки перевала Дятлова. Полузабытая история дала импульс новой литературной обработке и развитию фантастического сюжета. Возможно, и книга, в свою очередь, подскажет идеи новой интерпретации тех далеких событий.
Не только тайна с многослойной оберткой из фантастики и детектива, но и сложные проблемы морального выбора, формирование облика человека будущего, помещенного в сложнейшие условия выживания, но сохранившего понимание того, что такое честь, власть и ответственность, любовь и верность, самопожертвование – вот основные направления произведения. Казалось бы, ничего нового – все это было в веках, и есть практически у каждого уважающего себя автора. Текст ладно скроен и крепко сшит. Одно удовольствие пробежать по нему глазами, ухватить суть и не спеша распробовать по кусочку. Как и многие другие.
Но… неизменно изящно и умело подано, выверено, с ювелирной или, правильнее, хирургической точностью и анатомическими изысками, жреческой категоричностью и талантом!
Привычные вещи предстают с иной, подчас, темной стороны. «Убить женщину, зная, что это женщина?..» - великолепная фраза. На место существительного можно бесконечно вставлять другие слова и задаваться этим вопросом снова и снова. Два мира соприкасаются и проникают друг в друга. Миры с совершенно различными социальными ролями своих обитателей – в одном из них смешано все, и мы видим несчастных гротескных вырожденцев с извращенными чувствами, в другом – мир жесткого, а иногда и жестокого порядка, но с настоящими душевными переживаниями. Людей будущего, стремящихся выжить, и жалкой пародии на людей, несущих смерть.
Какому из них стоит отдать предпочтение?
Все заслуживают прощения. В вымышленном или реальном мире, не важно. Мастерство писателя – лишь инструмент Вечности. Лишь Вечность способна вырвать достойных выжить из цепкой мертвой зыби и дать им умереть на твердой земле, исполнив мечты о будущем.
И только слово писателя делает прощение реальным для героев. Потрясающе живых и настоящих.
Это не легкое, но весьма интересное и захватывающее чтение. Это хорошее упражнение для воображения и ума. Особенно актуальное для тех, кто любит разгадывать ребусы, составленные жизнью из символов, историй и чувств. Ответ будет, как всегда, где-то посередине или вовсе на изнанке. Удачи!
|