KRUPA: Книжная ярмарка в ДК им Крупской. Бесконечное множество книгБесконечное множество книг
Книжная ярмарка в ДК Крупской
Вы находитесь на старой версии сайта, которая перестала обновляться 1.09.2016. Здесь хранятся архивные материалы. Актуальный сайт Книжной ярмарки здесь-->>
 
> МЫ В СОЦСЕТЯХ
RSS
> КАЛЕНДАРЬ
Актуальное расписание мастер-классов, встреч и презентаций -->>
 
> НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
> ХИТЫ ПРОДАЖ

Детская литература:

1.Бренифье, О.
Что такое я?
2.Вестли, А.-К.
Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании
3.Кеннет, Г.
Ветер в ивах
Посмотреть комментарии

Художественная литература:

1.Аверин, Н.
Метро 2033: Крым 3. Пепел империй
2.Третьякова, Л.
Память сердца
3.Шмитт, Э.
Эликсир любви. Если начать сначала
Посмотреть комментарии

Non-fiction:

1.Чойжинимаева, С.
Тибетские рецепты здоровья и долголетия
2.Фрай, С.
Дури еще хватает
3.Барбер, Б.
Рисуем на коленке натюрморт
Посмотреть комментарии
 

Журнал «Питерbook»

:

Фанткритик: рецензии

<- Вернуться
N: 49 Однова живёмРейтинг: 0,00 (0) || Опубликовано: 23.04.2016

Другие рецензии:
05.05.16 Повторение — мать учения, или О некоторых вещах лучше не забывать
28.04.16 Дом, разделенный в себе
28.04.16 Dance, dance, dance
28.04.16 Хрупкость
28.04.16 Неинтеллектуальный бестселлер
24.04.16 В музее все спокойно
24.04.16 Вдали от торфяных болот
24.04.16 Маска, я тебя… знаю?
24.04.16 Мёртвый груз
24.04.16 О малых народцах, о древних богах и прочих предивных вещах и делах

архив:
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008

Номинация: рецензия

Кирилл Еськов. Америkа (Reload game)
Алькор Паблишерс, 2015

Говорят, мечтать не вредно. Собственно, не с мечты ли начинается всякое творчество? Например, можно вообразить благословенное место и рассказать о нём.

Литературная утопия — жанр древний и почтенный. Обычно писатели располагают идеальное общество в удалённой географической точке, или на другой планете, или в иных временах (чаще в будущем)… Кирилл Еськов разместил свой Едгин в прошлом, на другом материке, да ещё и в параллельном мире.

Итак, 1861 год. Россия отменяет крепостное право, а в США начинается гражданская война. Всё как в нашей истории, за тем исключением, что в книжной реальности Российская империя существенно разрослась, а территория Соединённых Штатов усохла: Еськов показывает мир, в котором русская колонизация Америки обрела крайне удачный оборот. Земли Калифорнии, Аляски, Алеутов и даже Гавайских островов находятся в пользовании Русско-Американской компании — отечественного аналога Ост-Индских и Вест-Индских компаний, учреждавшихся в западноевропейских странах.

Военный разведчик ротмистр Расторопшин отправлен в отставку после очередной операции на Кавказе. Выгнали со службы за нарушение инструкций при спасении одного незадачливого естествоиспытателя. Только бывших разведчиков не бывает, и Расторопшин неофициально получает новое задание: добраться до Северной Америки и ждать дальнейших распоряжений. Вроде ничего сложного, но сделать это нужно в составе топографической экспедиции, руководить которой будет недавний знакомый разведчика — тот самый учёный-натуралист, чьи действия и привели накануне к позорной отставке офицера. Как же им работать в одном коллективе?

Лиха беда начало, и ещё до того, как приступить к выполнению задания, Расторопшин попадает в кровавую разборку между спецслужбами. Выпутываясь из передряги, он находит пополнение для будущей экспедиции: это андрогинный подросток (то ли юноша, то ли девушка) с собакой-ищейкой.

А тем временем в Соединённых Штатах всё сильнее разгорается гражданская война, в которую волей-неволей втягивается и находящаяся на том же континенте Русская Америка…

Автор держит широкое стайерское дыхание, сюжет течёт прихотливо, то и дело норовя свернуть с основного хода событий на любопытные частности. Одна только вводная об истории Русской Америки занимает почти треть книги. Такой размах предполагает многотомный цикл, вроде «Песни Льда и Огня» Джорджа Мартина или «Ведьмака» Анджея Сапковского, но вот будет ли Кирилл Еськов писать продолжение или оставит его на откуп читательской фантазии — вопрос пока открытый.

Свою же фантазию автор задействует на полную, ввязывая в сюжет шпионов, диверсантов всех мастей, тонтон-макутов, последователей культа вуду, колдунов с их магическими ритуалами, неуловимых убийц со смертоносными боевыми искусствами, благородных морских офицеров, хитроумных политиков и прочая, прочая, прочая. Правда, многие элементы узнаются по предыдущим книгам Еськова: игривая вторичность на грани с автопародией.

Автор резвится вовсю и не делает ни малейших поползновений к стилизации под роман XIX века. И реплики персонажей, и ход событий — всё излагается современным языком, бойким слогом с прибаутками и хохмами, с мемами разных эпох («чьё кунг-фу круче», «я не я, и лошадь не моя», « Wunderwaffe », « не раскачивайте лодку» и т.д. ) и цитатами из поэзии XX века. Постмодернистское пиршество духа, устроенное, вероятно, чтобы приблизить текст к читателю и подчеркнуть условность происходящего.

Есть даже не вполне убедительная попытка наделить книгу чертами новеллизации компьютерной игры: несколько персонажей названы «юнитами», показана пара «неудачных развилок». Впрочем, и этого хватает для укрепления общей установки на нереальность изображённой картины.

История Русской Америки по Еськову начинается в 1720-х с совершенно фантазийного эпизода: попавший в опалу Александр Меньшиков не пытается вновь обрести милость Петра, а уезжает на Дальний Восток и организует скоростное перемещение десятков тысяч людей на североамериканский континент. Нетривиальная задача даже по нынешним временам, а уж для первой четверти XVIII века и вовсе настоящее чудо.

Автор продолжает читерское прохождение своей стратегической игры, достигая поразительно благополучного развития русской колонии. К середине XIX века она становится одним из самых мощных в экономическом и технологическом отношении регионов мира.

Запись мысленного эксперимента? Но Кирилл Еськов наверняка ставил перед собой задачу более масштабную, ведь уже с первых шагов в литературном творчестве он показал себя как человек амбициозный и решительный. В начале писательской карьеры он без лишних благоговений переформатировал на современный лад две книги с культовым статусом (хотя культы эти, разумеется, принципиально различны): дал свежую трактовку Нового Завета в повести «Евангелие от Афрания» и предложил событиям толкиновской эпопеи «Властелин Колец» альтернативное истолкование в романе «Последний кольценосец».

Выполненные в манере шпионских триллеров, циничные апокрифы Еськова составили ему славу остроумного и изобретательного писателя. Скрупулёзный подход исследователя (его основная профессия — учёный-палеонтолог) и умение показать давно известные факты как следы деятельности спецслужб вызвали у читателей «разрыв шаблона». Если и был у ранних еськовских книг недостаток художественности, то его с лихвой компенсировал уникальный подход к классическим сюжетам и героям.

В более позднем цикле повестей «Баллады о Боре-Робингуде» выявилась смена литературных ориентиров писателя — с сочинений Грэма Грина и Джона Ле Карре на боевики Йена Флеминга и байки Михаила Веллера. Результатом стал отвязный экшн с клишированными образами и хлёсткими фразочками под общим девизом «Не любо — не слушай, а врать не мешай». Сменился и вектор приложения усилий: от развенчания мифов Еськов перешёл к мифотворению, рисуя вокруг современных бандитов и «братков» романтический ореол «благородных разбойников», которые всегда готовы прийти на помощь попавшим в беду.

Как и «Баллады», новая «Амери k а ( Reload game )» написана разухабистым стилем, но в ней налицо возвращение к апокрифическим сочинениям. И на сей раз Еськов перекраивает саму историю человечества, ибо, как мы помним, мир есть текст.

Нередко реальность «альтернативки» расходится с нашей из-за могущественного вмешательства извне. В книге Еськова такое вмешательство исходит со стороны автора, который при игре за Русскую Калифорнию вовремя сохраняется и в случае неудачного прохождения этапа переигрывает его заново. Но вот внутренний сюжет создаёт впечатление упорной и планомерной работы непосредственных участников событий, словно они наперёд знают, что именно нужно делать для достижения оптимального результата. Это обстоятельство роднит книгу «Амери k а ( Reload game )» с расплодившимися в последнее время в отечественной фантастике творениями про целеустремлённых «попаданцев», которые отправляются в прошлое и выводят историю России на верный (с точки зрения автора) путь.

Похожую задачу решает и Кирилл Еськов. Только он показывает правильное, идеальное прохождение той игры, в которой юниты — это мы сами. ( Жизнь — это игра. Задумана хреново, но графика обалденная). И Русская Америка, пожалуй, ни при чём, она лишь удобная иллюстрация, абстрактный пример. Сквозь всю шелуху, сумбурный сюжет, ёрнический стиль, сквозь всё наносное и блескучее пробивается нутряная правда, подтверждаются вечные ценности: честь, совесть, умение держать слово. А также проступает образ государства, которое имеет на вооружении стругацкое «из всех возможных решений выбирай самое доброе» и защищает своих граждан любой ценой. Любой. Но по большей части — посредством дипломатии.

Утопия современного разлива. Прекраснодушная мечта. Появится ли когда-нибудь в мире общество, устроенное так разумно и благородно, как еськовская Русская Америка?

Конечно, мы пробуем жить праведно, но от неверных шагов не застрахован никто. Все мы грешны. А ведь однова живём, и нет возможности исправить ошибку, устроить reload game .

Как жаль!

 

Оставлять комментарии через Disqs можно и без регистрации на сайте.
blog comments powered by Disqus
 
> НОВИНКИ
: Юрий Яковлев. Семеро солдатиков : Эрже. Приключение Тинтина. Акулы красного моря : Диппер и Мэйбл. Сокровища пиратов времени : В.В. Корнилов. Донецко-Криворожская республика: Расстрелянная мечта : Константин Образцов. Культ : Салли Грин. Половинный код. Тот кто умрет : Микаэль Катц Крефельд. Пропавший : Сара Викс. Да будет так

> РЕЦЕНЗИИ

Последние комментарии: